Тракт топливоподачи котельных на твердом топливе - это поточно-транспортная система механизмов и устройств, способная осуществлять бесперебойное, качественное и экономичное снабжение котлоагрегатов топливом. При перемещении твердого топлива по тракту топливоподачи происходит его подсушка, очистка от различных сторонних выключений (металла, древесины и т.п.), дробление до требуемого фракционного состава, усреднение или смешение разных марок в определенной пропорции.
Твердое топливо подвозится к котельной железнодорожным или автомобильным транспортом. Автотранспорт может доставлять топливо непосредственно на территорию котельной и выгружать в места складирования. При доставке железнодорожным транспортом топливо разгружается на эстакаде, откуда с помощью погрузчиков или транспортеров доставляется либо сразу в бункеры котлов, либо к местам хранения.
От мест хранения к бункерам котлов тракт топливоподачи чаще всего представляет собой ленточный или скребковый транспортер.
Ленточные транспортеры используются на горизонтальных поверхностях с углом подъема до 18°. Кроме того, они имеют температурные ограничения. При температуре ниже - 20 °С транспортер должен иметь закрытое исполнение для предотвращения повреждения транспортерной ленты. Лента является движущей силой при перемещении угля. Она изготавливается из специальной прорезиненной ткани, называемой бельтинг, и может быть плоской и желобчатой. Ее ширина - от 30 до 100 см, длина - до 70 метров, скорость движения транспортера 1,5-2 м/сек.
Ленточные транспортеры устанавливаются, как правило, в закрытых галереях, отвечающих определенным требованиям: высота в местах прохода не менее 2,2 м, ширина боковых проходов - не менее 100 см. При одном установленном конвейере проход с одной стороны должен быть 100 см, с другой - 70 см.
Принципиально отличается тракт топливоподачи, основанный на действии скребкового транспортера. В этом случае конвейер представляет собой неподвижный желоб, по которому движутся скребки, укрепленные на цепной передаче. Топливо может транспортироваться по горизонтали, с подъемом на высоту 45°, с поворотом на 36°. Это достигается благодаря тому, что скребковый тракт топливоподачи состоит из отдельных прямых и поворотных секций, закрытых металлическим коробом с отверстиями для ремонта и очистки скребков.
Скребковый транспортер прост в обслуживании, применяется во всех видах котельных - на территории и для подачи топлива непосредственно в бункер котла.
На тракте топливоподачи все виды угля, а также сланца подвергаются дроблению на куски размером не более 25 мм. Установки для дробления включают в себя грохот, собственно дробилку, отводящие и подводящие рукава. Грохоты выполняются в виде неподвижных колосниковых или вибрационных (самовстряхивающихся) решеток. Их задача - отсеивание мелкой фракции топлива. Провалившиеся через решетку куски поступают сразу в тракт топливоподачи, а крупные попадают в дробилку.
На котельных могут быть установлены различные дробилки: конусные, щековые, стержневые, наибольшее распространение получили молотковые и валковые. Тракт топливоподачи топливоподачи устанавливаются магнитные сепараторы.
Пройдя металлоуловитель и дробилку, топливо поступает в топку котла путем высыпания через воронку самотеком или с помощью механических забрасывателей в зависимости от конструкции котла и вида топки.