Топливоподача - это сложная система доставки, приема, хранения, подготовки и подачи топлива к котельным агрегатам. В нее входит совокупность всех механизмов и погрузочно-разгрузочных устройств, используемых в топливном хозяйстве котельных. Схема топливоподачи зависит от вида топлива, на котором работает котельная.
Процесс доставки до котла и подготовки топлива к сжиганию в угольной котельной обычно включает в себя следующие этапы:
Для перевозки твердого топлива используется железнодорожный и автомобильный транспорт, иногда - водный. При отгрузке из вагонов или автомобилей уголь подлежит взвешиванию. Далее схема топливоподачи предполагает перемещение угля к местам складирования или, если необходимо, в приемные бункера котельной. На этом этапе могут использоваться бульдозеры, погрузчики, скреперы, грейферы, транспортеры.
Места складирования угля могут представлять собой открытые площадки, где уголь укладывается штабелями или закрытые склады, но они из-за используются значительно реже.
Территория открытого склада должна отвечать определенным требованиям: поверхность должна быть покрыта шлаком или глинобетоном на шлаке и уплотнена. Асфальт и дерево для использования не подходят, так как в процессе хранения уголь способен саморазогреваться и самовозгораться. Для отведения осадков должны быть спланированы дренажные канавы. В процессе хранения возможны естественные потери, поэтому за штабелем необходим контроль и соблюдение сроков хранения топлива.
Схема топливоподачи предполагает наличие резервного запаса угля в размере не менее 2-недельного объема.
Подготовка угля к сжиганию происходит перед поступлением его в бункера котлов. Это размораживание (в зимнее время), металлоочистка и дробление. В целях защиты от замерзания влажного угля его рекомендуется замасливать, смешивать с сухим топливом или опилками.
Для очистки топлива от случайно попавших металлических предметов устанавливаются магнитные отделители. Во избежание повреждения механизмов дробления схема топливоподачи предполагает их установку до операции дробления.
Дробильные установки состоят из грохота и дробилки. Грохот отсеивает крупные куски угля, а мелкие, проваливаясь через его решетки, направляются в бункера котлов. Крупные - подаются в дробилки, а затем также в бункера для сжигания.
Бункера, как правило, располагаются в верхней части здания котельной, имеют гладкую внутреннюю поверхность и форму, обеспечивающую поступление топлива в топку за счет силы тяжести.
Простейшими механизмами топливоподачи являются автопогрузчик и бульдозер-погрузчик. Такая схема топливоподачи применяется в небольших котельных с расходом топлива до 12,5 тонн в час, работающих на качественном угле, не требующем дробления и металлоудаления.
Также в небольших котельных для механизации топливоподачи применяют скиповые подъемники СКИП. Они пригодны для перемещения любого топлива весом до 1 т/м3 и размерами кусков до 200 мм посредством ковша.
При расходе топлива 9-33 т/ч и более вместо автопогрузчика могут использоваться грейферные установки на гусеничном ходу или скреперные установки.
Наибольшее распространение получила транспортерная топливоподача, используемая как на территории котельной, так и для подачи твердого топлива в бункера котлов. Различают ленточные, скребковые и шнековые транспортеры. Шнековые транспортеры применяют для котлов, работающих на щепе и пеллетах.
Ленточные транспортеры служат для перемещения и подъема угля на определенную высоту, угол наклона транспортера не должен превышать 18°. Ленточный транспортер - это движущаяся резиновая лента шириной от 300 до 2000 мм, длиной до 70 м, ее скорость движения составляет от 1,5 до 2 м/сек. Производительность напрямую зависит от скорости движения и ширины ленты. Лента может быть плоской и желобчатой. Плоская - дешевле и проще в эксплуатации, может подавать более крупные куски.
Скребковые транспортеры отличаются от ленточных тем, что желоб, по которому перемещается уголь, неподвижен, а захват угля происходит при помощи движущихся скребков. Скребковые транспортеры могут поднимать топливо на большую высоту, угол наклона может доходить до 45°. Наиболее распространены скребковые транспортеры марок ТС и УСУ.
Скребковые транспортеры, имеющие закрытый корпус, могут с успехом эксплуатироваться на открытом воздухе.
Выбор схемы топливоподачи зависит от типа и качества топлива, особенностей и размеров котельного помещения и прилегающей территории.