Система топливоподачи большинства современных котельных механизирована или автоматизирована.
Механизированную топливоподачу можно разделить на несколько этапов:
Твердое топливо поступает в котельные железнодорожным, автомобильным, реже водным транспортом. При железнодорожной транспортировке используются вагоны открытого типа, оборудованные люками или наклонным полом для автоматической разгрузки.
Для автомобильной доставки используются самосвалы грузоподъемностью 2,5 тонны и более. Топливо разгружается на открытые площадки или направляется в склады или сразу к приемным бункерам котла.
Штабеля могут иметь произвольные размеры соответственно конфигурации территории котельной. Между подошвами штабелей необходимо оставлять расстояние в 1 метр при высоте штабеля 3 метра, а при более высоких штабелях расстояние должно быть 2 метра. Во избежание саморазогревания и самовозгорания необходим внешний осмотр и измерение температуры. При повышении температуры до 40-60 °С уголь из такого штабеля используют в первую очередь.
Складские помещения делятся на резервные и расходные. Резервный склад должен иметь 2-недельный запас топлива. Из расходного склада уголь поступает непосредственно в котельную.
На территории котельной для доставки твердого топлива к штабелям, складам или приемным бункерам используются бульдозеры, бульдозеры-погрузчики, скреперные и грейферные установки. Система топливоподачи из складов к бункерам может быть скиповой или транспортерной.
Транспортерная топливоподача бывает двух видов: ленточная и скреперная.
Существует два варианта ленточных транспортеров: открытые и закрытые. При температуре воздуха на улице ниже - 20 °С используется закрытая модификация. В помещениях и температуре выше - 20 °С можно эксплуатировать открытый транспортер.
Ленточный транспортер представляет собой движущуюся ленту шириной от 30 до 100 см и длиной до 70 м. Лента изготовлена из специальной бельтинговой ткани. Ткань может производиться как из хлопчатобумажной пряжи, так и из синтетических волокон или их смеси, она пропитывается резиной, укладывается в несколько слоев и вулканизируется.
Топливо перемещается на транспортере вместе с лентой, скорость транспортировки от 1,5 до 2 м/сек. Ширина ленты и скорость транспортировки определяют производительность транспортера.
Скребковый транспортер представляет собой неподвижный желоб, по которому твердое топливо перемещается при помощи движущихся скребков. Его конструкция состоит из монтирующихся между собой прямых и поворотных секций. Путем различной компоновки этих секций достигается различная траектория поворотов и высота топливоподачи. Прямая секция - это короб с направляющими для скребковых цепей. Поворотная секция изогнута на 36°. Скребковая цепь состоит из двух тяговых разборных цепей с закрепленными между ними скребками.
Скребковая топливоподача выполняется в двух вариантах:
Наиболее распространенные модификации - ТС (транспортер скребковый) и УСУ (устройство скребковое углеподачи). Общая длина скребковых транспортеров, как правило, не превышает 50 метров.
С помощью ленточной либо скребковой системы топливоподачи уголь поступает на очистку от металла, затем в угледробилку и, наконец, в бункеры котлов.
Сначала уголь проходит через магнитные уловители, чтобы удалить случайно попавшие металлические предметы и не допустить поломок дробильных агрегатов.
Угледробилки состоят из грохота и непосредственно дробилок. Грохоты делятся на неподвижные и вибрационные, их цель - отсеивание мелких кусков, которые затем сразу подаются в бункеры. Прошедшие через грохот крупные куски топлива поступают в дробилки. Дробилки выпускаются двух видов: молотковые и валковые.
Молотковые дробилки служат для дробления угля, сланцев, торфа и применяются для мелкого дробления. Размер кусков топлива, входящих в камеру, не должен превышать 30 см, а размер выходящих кусков доводится до 10-25 см. Желательно, чтобы дробилки работали с сухим топливом, при работе с влажным их производительность падает.
Валковые дробилки предназначены для дробления более крупных кусков топлива, величина кусков может достигать 500 мм. Топливо дробится размалыванием между валками. Как и молотковые дробилки, валковые лучше работают с сухим топливом. Кроме того, они отличаются спокойным ходом и низкой чувствительностью к попаданию в них металлических предметов.
После операций металлоочистки и дробления уголь поступает в бункеры котлов. Конструкция бункера, его объем рассчитываются в зависимости от производительности котла. Бункеры должны иметь гладкую внутреннюю поверхность и форму, способствующую самоспуску угля. Угол наклона стенок должен быть не менее 60°, а внутренние грани бункеров - закругленными и скошенными.
Затруднения при эксплуатации системы топливоподачи могут возникать в зимнее время из-за смерзания угла и в весенне-летний период из-за его влажности. Поэтому в помещениях топливоподачи должна поддерживаться положительная температура. Ленты транспортеров должны быть оборудованы скребками и щетками для очистки от налипшего сырого топлива.
Пуск системы топливоподачи производится в следующем порядке:
Текущий ремонт механизмов и оборудования топливоподачи производится 2-3 раза в год, капитальный ремонт 1 раз в год. Персонал, обслуживающий системы топливоподачи, как и персонал котлов, должен сдавать экзамены по эксплуатации и технике безопасности 1 раз в год.