Топливное хозяйство при использовании твердого топлива предполагает доставку твердого топлива от места добычи к котельным установкам. Оно обычно доставляется железнодорожным транспортом в «саморазгружающихся» вагонах грузоподъемностью от 60 до 125 т. Разгрузка и обработка вагонов с топливом согласно нормам МПС должны производиться в течение не более 2-3 ч.
В зимний период времени топливное хозяйство при использовании твердого топлива использует влажные твердые топлива: фрезерный торф, бурые угли, отходы мокрого обогащения угля и пр. - смерзаются в вагонах за время их транспортировки, что затрудняет разгрузку вагонов. Вследствие этого топливное хозяйство при использовании твердого топлива при работе с влажным топливом дает необходимость в применении специальных устройств для облегчения разгрузки вагонов. В качестве таких устройств применяют разогрев топлива в вагонах перед выгрузкой, который осуществляется в специальных тепляках продуктами сгорания топлива с температурой 100-180°С примерно в течение 1,5 ч, а также механические разрыхлители.
В общем случае топливное хозяйство при использовании твердого топлива включает следующие устройства и механизмы: устройства для взвешивания прибывающего топлива; устройства для размораживания или разрыхления топлива в вагонах; приемно-разгрузочные устройства; базисный и расходный склады топлива; механизмы для механизации работ на складе; механизмы для подачи топлива от приемно-разгрузочного устройства на склад и в систему подачи топлива к котлам; механизмы для подачи топлива к помещению дробилок; дробильные устройства; механизмы для подачи топлива к бункерам котлов; устройства взвешивания расходуемого топлива.
Топливное хозяйство при использовании твердого топлива и его принципиальная схема показана на рис 27.1. Вагоны с топливом взвешиваются на весах и направляются в размораживающие устройства и далее в приемно-разгрузочное устройство, где топливо выгружается из вагонов в бункера, траншеи или на площадки. Из приемно-разгрузочного устройства топливо транспортными механизмами подается на склад или в дробильную установку. В дробильную установку топливо подается также и со склада После дробления топливо транспортными механизмами подается через весы в бункера котлов.
В зависимости от конкретных условий топливное хозяйство при использовании твердого топлива (состав и схема) может значительно видоизменяться. На промышленном предприятии с одним общим топливным складом топливо разгружается на складе и подается к котлам вагонами. Механизмы, связывающие склад топлива с приемным устройством, при этом не требуются. При слоевом сжигании сортированных углей и кускового торфа отпадает необходимость в дробильном устройстве и связанных с ним механизмах. Во всех этих и аналогичных случаях система топливного хозяйства существенно упрощается.