Жидкое топливо, используемое в котельных, либо доставляют к ним в железнодорожных или автомобильных цистернах, либо подают непосредственно по специальным трубопроводам и сливают в емкости-резервуары на хранение и транспортирование жидкого топлива. Температура мазута при транспортировке, хранение и транспортирование жидкого топлива должно поддерживаться на определенном уровне, иначе он застынет. В цистернах мазут в зависимости от марок подопревают до температур 25-60°С либо с помощью паровых рубашек, либо непосредственно острым паром. Лотки и трубы, по которым сливают мазут, обогревают попутно прокладываемыми паропроводами (спутниками). Наконец, в самих резервуарах топливо разопревают до температур 30-80°С или змеевиками, обогреваемыми паром, или за счет циркуляции топлива через отдельно расположенные поверхностные подогреватели.
Если жидкое топливо используют в качестве основного, то емкость мазутохранилищ принимают из расчета 10-суточного расхода. Если жидкое топливо предусматривают в качестве аварийного (основным топливом является газ), то емкость мазутохранилищ рассчитывают на трехсуточный расход.
Хранение и транспортирование жидкого топлива можно хранить в подземных или наземных резервуарах, но предпочтение отдают первым, особенно в тех случаях, когда нет грунтовых вод. Подземные резервуары позволяют осуществлять самотечный слив мазута без дополнительной перекачки. Резервуары для мазута выполняют преимущественно железобетонными; металлические мазутохранилища применяют в районах Крайнего Севера и сейсмических районах.
Для того чтобы котельные надежно обеспечить топливом, резервуаров должно быть не менее двух. Если на площадке котельной нет места для мазутохранилища, его располагают на хранение и транспортирование жидкого топлива за пределами территории котельной. Если расстояние от мазугохранилища до котельной превышает 1 км, то в смежных с котельной помещениях для хранение и транспортирование жидкого топлива устанавливают расходные баки емкостью до суточного запаса, но не более 10 т. Непосредственно в котельных, но не над котлами или экономайзерами можно устанавливать расходные баки емкостью не более 0,5 м3.
На рис. IX.12 показан генеральный план размещения мазутного хозяйства, а в табл. IX.3 даны значения всех необходимых размеров в зависимости от емкости резервуаров. Мазут поступает по железнодорожной колее 1 в цистернах 2, разогревается паром при помощи соответствующих шлангов и сливается в лоток 3, проложенный с уклоном не менее 0,01 к резервуарам 4.
Рис. IX. 12. Схема генерального плана с размещением мазутохозяйства
Резервуары 4, в свою очередь, соединены с насосной станцией 5, оборудованной насосами, фильтрами и мазутоподогревателями. Цистерны обслуживают с эстакад 6. Площадка 7 предназначена для установки теплообменников и фильтров, если их нельзя разместить в здании насосной станции.
Насосы для перекачки мазута устанавливают поршневые, роторно-зубчатые и центробежные. Производительность всех рабочих насосов должна быть не менее 160% фактического расхода. Давление, создаваемое насосами, выбирают исходя из типа применяемых форсунок и колеблется оно в пределах 2 - 650 м вод. ст. При расчете трубопроводов скорости мазута в них принимают 0,8-1 м/сек для всасывающих и 1-1,5 м/сек для нагнетательных магистралей.