Из различных конструкций топок с неподвижной колосниковой решеткой и перемещающимся по ней слоем топлива в настоящее время применяются шахтные топки с наклонной колосниковой решеткой и топки скоростного горения ЦКТИ системы В. В. Померанцева.
Шахтная топка с наклонной колосниковой решеткой (см. рис. 5-1, ж) применяется для сжигания влажного кускового торфа и древесных отходов под парогенераторами производительностью до 6,5 т/ч. Топка состоит из воронки для загрузки топлива, двух рядов наклонных колосников, верхнего и нижнего горизонтальных колосников, опорных балок, охлаждаемых водой, и воздухопроводов зонного дутья. Кусковой торф, загружаемый через воронку, поступает в шахту и по наклонным колосникам под действием собственного веса сползает вниз, попадая на горизонтальные колосники. Сюда торф поступает в значительной мере подсушенным, что обеспечивает его активное горение. Наиболее активное горение протекает на верхних горизонтальных колосниках, а на нижних происходит догорание кокса. При движении по наклонным колосникам топливо подсушивается за счет излучения продуктов сгорания и раскаленной обмуровки, а также небольших огневых очагов, возникающих на наклонных колосниках.
Основное количество воздуха подается под верхние горизонтальные и нижние наклонные колосники. Топки работают устойчиво при влажности рабочей массы кускового торфа Wр = 40/45 % и содержании мелких фракций торфа не более 15%.
Балки, на которые опираются колосники, охлаждаются водой во избежание их перегрева. В эксплуатации необходимо следить за температурой воды, выходящей из балок, не допуская ее нагрева выше 60 °С.
Основными недостатками шахтных топок являются: необходимость шуровки слоя при нарушении его движения, удаление шлака вручную и малая универсальность топок, т. е. возможность использования их только для сжигания кускового торфа и древесных отходов.
Эффективное сжигание предварительно измельченных до 50-100 мм древесных отходов производится в топках скоростного горения ЦКТИ системы В. В. Померанцева. Так как в серийных топках скоростного горения при высокой влажности древесных отходов (1КР>50%) наблюдается зависание топлива в шахте, она в последнее время была модернизирована Ю. Н. Корчуновым и др. (авторское свидетельство № 361358 от 27.05.1970 г.). Усовершенствование конструкции (схема ее показана на рис. 5.-1, з) связано с созданием оптимальной конфигурации тракта схода топлива, предотвращающей его застревание в шахте.
Топки с неподвижной колосниковой решеткой и перемещающимся слоем топлива состоят из предтопка и камеры догорания. Предтопок представляет собой шахту специальной конфигурации с пережимом и зажимающей решеткой. Зажимающая решетка выполнена из труб с приваренными к ней шипами. Трубы, образующие решетку, являются одновременно фронтовым экраном топочной камеры.
Принцип скоростного сжигания топлива заключается в том, что благодаря зажимающей решетке воздух, подаваемый в предтопок, не выносит топлива из шахты и не разрушает находящегося в ней слоя, а прижимает его к решетке. Это обеспечивает высокую форсировку топки (примерно в 10 раз больше, чем у шахтных топок) без заметного уноса из нее мелких, не успевших сгореть фракций топлива. Подача воздуха по высоте шахты производится в три зоны. При этом наибольшее количество воздуха подается в первую и во вторую зоны, расположенные в нижней части шахты. Вторичный воздух подается в топочную камеру, обеспечивая полное дожигание летучих и несгоревших мелких частиц топлива. В шахте происходит интенсивная подсушка топлива за счет движения снизу вверх навстречу топливу части образовавшихся продуктов сгорания.
При расчете топки для сжигания древесных отходов (Wp = 50%) принимается, что каждый метр ширины топки в свету обеспечивает производительность парогенератора 5 т/ч. За расчетную площадь зеркала горения принимается площадь зажимающей решетки, определяемая как произведение длины активной части решетки н ширины предтопка в свету.