Оборудование топливоподачи зависит от типа котельной и вида используемого топлива. Топливоподача может быть ручной, механизированной, автоматизированной.
Оборудование топливоподачи для котельных на твердом топливе является наиболее сложным, многочисленным и требует технического обслуживания и наличия соответствующего персонала.
Для приема твердого топлива на территории котельной необходимы приемные устройства, пункты складирования и хранения топлива, соответствующие определенным требованиям, а также разгрузочно-погрузочные механизмы. В самой котельной устанавливаются механизмы, перемещающие топливо к котлам, дробильные, металлоулавливающие и щепоулавливающие устройства, приемные и котловые бункеры.
Оборудование топливоподачи складских помещений может включать в себя различные механизмы в зависимости от мощности котельной и объема расходуемого топлива. Бульдозеры и автопогрузчики применяются в котельных с небольшим расходом топлива - до 12,5 т/час. Скиповые подъемники подходят для перемещения топлива с размерами кусков до 200 мм и весом до 1 т/м3 также в небольших котельных. Если расход топлива составляет 9-33 т/час, используются скреперные и грейферные установки на гусеничном ходу.
Самыми распространенными механизмами топливоподачи, применяемыми в котельных различной мощности и на электростанциях, являются транспортеры. Они способны перемещать топливо горизонтально и с подъемом под углом от 20° до 45°. Транспортеры бывают ленточные, скребковые и шнековые.
Ленточный транспортер - это бесконечно движущаяся лента, по которой топливо может перемещаться горизонтально на расстояние до 70 метров. Загрузка на него осуществляется или через воронку бункера, или через лоток, сбрасывается топливо с помощью плужкового сбрасывателя. Ленточные транспортеры могут эксплуатироваться в открытом и закрытом варианте (вне котельной).
Скребковый транспортер перемещает топливо при помощи скребков, установленных на цепной передаче. Преимуществом этого вида транспортера является способность поднимать топливо вверх под углом 45° и иметь горизонтальный поворот до 30°. Это возможно благодаря конструкции транспортера, состоящего из прямых и поворотных секций, компонуя которые, можно добиваться различных траекторий.
Шнековые транспортеры применяются для беспрерывной подачи топлива в котловой бункер дозированными порциями, что позволяет использовать их в автоматизированных котельных.
Оборудование топливоподачи также включает в себя механизмы, использующиеся для подготовки топлива к сжиганию. Это дробилки, грохоты, металло- и щепоуловители. В дробильных установках топливо измельчается до размеров, необходимых для подачи в топку, они состоят из грохота и дробилки. На грохоте отсеиваются крупные куски угля, а мелкие, проваливаются через решетки и направляются сразу в бункеры котлов. Крупные куски подаются в дробилки, а после этого также в бункеры для сжигания. До дробилок устанавливаются металлоуловители во избежание поломок дробилок и щепоуловители во избежание засора и застревания топлива в бункерах.
Бункеры котловые – конечный пункт на пути топлива, откуда оно подается в топку котла самотеком или с помощью забрасывателя. Они должны иметь форму, способствующую спуску топлива, сглаженные углы и наклон стенок от 50° до 60°.
В газовых котельных топливо подается по газопроводу, который должен быть проложен в соответствии с четко прописанными нормами и требованиями. Он должен иметь уклон 0,003 по ходу газа, оборудоваться стальной арматурой, не иметь дополнительных нагрузок. Для регулирования давления в газопроводе необходима установка газорегуляторных установок (ГРУ) в котельной и газорегуляторных пунктов (ГРП) на территории котельной. На газопроводе, входящем в котельную, устанавливается отключающее устройство на высоте не более 1,8 метра на стене здания. Внутри здания предусматривается запорная арматура на отводе газа к котлу и горелке. Газ подается в горелочное устройство и далее в топку котла.
На случай аварии на подводящем газопроводе на территории котельной должна находиться резервная емкость со сжиженным газом и оборудование для его разогрева для лучшего распыления в топке.
Жидкое топливо поставляется в котельную в цистернах железнодорожным или автомобильным транспортом. Поэтому на территории должны быть оборудованы емкости для хранения и сливные устройства. Для слива топлива с железнодорожных цистерн между рельсами располагаются приемные лотки. По сторонам лотков необходимо соорудить бетонные отмостки с уклоном не менее 0,05 в сторону лотков. Слив топлива с автоцистерн предусматривается в приемную емкость или непосредственно в топливохранилище также с помощью лотков или воронок под уклоном не менее 0,01. Между лотками (трубой) устанавливается гидравлический затвор и подъемная сетка (фильтр) для очистки топлива.
Резервуары для приема топлива должны быть стальными надземными. Резервуары для хранения жидкого топлива могут быть стальными или железобетонными с обсыпкой, а также подземными. Допускается применение пластиковых резервуаров, если они соответствуют климатическим условиям и требованиям пожарной безопасности.
Оборудование топливоподачи также включает в себя устройства для подогрева жидкого топлива для его лучшего распыления. Для этого используется пар давлением от 0,7 до 1,0 МПа или перегретая вода с температурой не менее 120 °С.
Наружные топливопроводы прокладываются в надземном варианте. Подземный вариант допускается в непроходимых каналах со съемными перекрытиями и минимальным заглублением. Также требуется теплоизоляция топливопроводов совместно с обогревающим "спутником" снаружи и теплоизоляционная негорючая конструкция в здании котельной.
Кроме того, оборудование топливоподачи включает в себя устройства запорной арматуры на отводе к котлу или горелке, к сливной магистрали и на вводе топлива в котельную, а также комплекты насосов и горелочное устройство с форсунками для распыления топлива.