Углеподача

Котельные, работающие на угле, получили широкое распространение на территории России. Более дешевые, удобные в эксплуатации газовые котельные могут быть построены не везде. Если местность не имеет газопроводов и нет возможности использования жидкого топлива, то самыми востребованными являются котельные на угле. Топливом в них могут служить разные по сортам бурые и каменные угли или антрациты.

Углеподача организуется для всех сортов одинаково. Для перевозки угля используются специальные железнодорожные вагоны грузоподъемностью 60 тонн. В днище и боках каждого вагона оборудованы люки для разгрузки. Вагоны поступают на разгрузочную эстакаду, здесь топливо разгружается, взвешивается и отправляется к месту складирования и хранения или непосредственно в котельную.

Хранение угля

Уголь хранится либо в складских помещениях, оборудованных погрузочно-разгрузочными механизмами, либо в штабелях на открытых площадках. Штабеля оборудуются на территории согласно определенным требованиям. Размеры могут произвольными, однако площадка должна быть покрыта негорючим материалом типа шлака, утрамбована и обеспечена дренажными откосами. Кроме того, в целях предупреждения самовозгорания необходим постоянный контроль состояния штабелей вплоть до измерения температуры угля внутри штабеля.

В пределах котельной уголь можно перемещать непрерывным потоком с помощью конвейеров и отельными порциями в емкостной таре - автопогрузчиками, грейферами, скреперами или скипами. Автопогрузчики применяются в котельных с расходом топлива до 9-12,5 тонн в час. При расходе топлива более 33 тонн в час используются грейферные краны, скреперные установки и вертикально-горизонтальные скиповые подъемники.

Подготовка угля

Прежде чем уголь попадет в бункер для сжигания топлива, он, как правило, должен пройти первичную обработку для приведения его к определенному размеру в зависимости от топки. Углеподача предусматривает устройство дробильных установок, расположенных отдельно от здания котельной или в пристройке. Уголь транспортером подается в дробилку, по пути проходя через металлоотделитель и щелочеулавливатель. Затем топливо проходит грохочение, при котором мелкие фракции угля обводным каналом направляются в бункер дробленого топлива. Крупные куски угля, оставшиеся на грохоте, попадают в дробилку, а оттуда в раздробленном виде в тот же бункер, из которого после регистрации на весах топливо отправляется конвейером в бункер котла.

Для дробления угля применяются дробилки двух типов: молотковые и валковые. Молотковые дробилки представляют собой камеры с вращающимся ротором, который состоит из вала с укрепленными стальными или чугунными билами. Они дробят уголь со скоростью 500-1500 об/мин. Производительность дробилок от 3 до 1000 тонн в час. Размер угля, входящего в дробилку не должен быть более 300 мм, размер выходящего угля доходит до 10-25 мм и меньше. Поэтому молотковые дробилки применяют в основном для мелкого дробления.

В валковых дробилках топливо измельчается двумя параллельно расположенными валками с зубчатой поверхностью. Скорость вращения валков составляет 2-6 об/сек. Валковые дробилки применяют для дробления очень крупных кусков угля до 500 мм и более. У валковых дробилок спокойный ход и малая чувствительность к попаданию металлических предметов. В процессе эксплуатации зубья валков изнашиваются, но восстанавливаются путем наваривания твердым сплавом. Срок их службы составляет 1000-10000 часов и находится в прямой зависимости от твердости топлива.

Транспортировка угля

Пройдя дробилки, металлоулавливатель и щелочеулавливатель, уголь сбрасывается на конвейер, с которого специальным плужковым сбрасывателем подается в котловой бункер, а затем в топку. Конвейеры, с помощью которых идет перемещение топлива, как на территории, так и внутри здания котельной подразделяются на ленточные, скребковые и шнековые (винтовые). Конвейеры применяются в механизированных стационарных и модульных котельных.

Ленточная углеподача перемещает уголь в горизонтальном направлении, а также поднимает его на высоту, но не более чем с углом наклона 18°. Транспортеры могут эксплуатироваться в закрытом и открытом исполнении, но на территории при температуре ниже - 20 °С ленточный транспортер должен работать в закрытом корпусе или в галерее высотой не менее 2,2 метра. Ленточный транспортер представляет собой бесконечно движущуюся специальную ленту, опирающуюся на металлические роликовые опоры. Уголь движется вместе с лентой и поступает на другой транспортер или в бункер.

Лента изготовлена из специальной прорезиненной ткани и с обеих сторон покрыта еще одним слоем резины в целях защиты. Она может быть плоской и желобчатой. Плоская лента дешевле, проще в эксплуатации и может подавать крупные куски. Желобчатая лента препятствует сваливанию мелкого угля с транспортера за счет приподнятых краев. Скорость ленты 1,5 м/сек, но может быть увеличена до 2 м/сек, с целью повышения производительности работы конвейера. На производительность напрямую влияет и ширина ленты. Она колеблется от 300 мм до 1000 мм. Длина транспортерной ленты достигает 70 м. Углеподача на транспортер производится через воронку или направляющий лоток, сброс угля происходит с помощью плужкового сбрасывателя.

Скребковый конвейер перемещает уголь при помощи скребков по неподвижному желобу в угольные бункеры паровых и водогрейных котлов механизированных стационарных и модульных котельных. Транспортер скребковый состоит из привода, нескольких секций - натяжной, приводной, прямолинейной и поворотной и скребковой цепи. При сборке транспортера можно создавать различные траектории с углом перегиба до 30°. Поворотная секция изогнута на 36°, а подъем угля может достигать 45°. Прямая секция представляет собой короб с направляющими для цепей. Между цепями закреплены скребки, захватывающие уголь. Сброс угля с транспортера происходит с помощью скребков. Углеподача скребковым транспортером отличается простотой, надежностью, непрерывностью работы и возможностью автоматизации процесса. Это позволяет использовать его в автоматизированных модульных котельных.

Шнековый или винтовой транспортер устанавливается большей частью непосредственно перед котлами и подает уголь из бункера-дозатора на колосниковую решетку котла. Шнековый транспортер состоит из вала с винтовой поверхностью (шнека), который вращается в концевых и промежуточных подшипниках. Шнек помещен в неподвижный кожух и приводится в движение электродвигателем. Уголь для шнековых транспортеров должен подвергаться дроблению.

Таким образом, углеподача проходит следующие стадии:

  1. Прием и выгрузка угля из железнодорожного и автотранспорта.
  2. Складирование и хранение угля с соблюдением определенных условий.
  3. Транспортировка угля к приемным бункерам котельной.
  4. Подготовка угля к сжиганию (дробление, металлоочистка, щепоудаление).
  5. Подача топлива в котел с помощью специальных средств (транспортеры).

Кроме механизированной может быть и ручная углеподача, когда уголь подается в топку вручную. Подвоз может осуществляться с помощью тележек и емкостных механизмов, бульдозеров, грейферов, автопогрузчиков.

Транспортер УСУ
Транспортер ТЛ
Грейфер угольный
Бункер
Транспортер 00.8306.001 СБ1. Чертеж
Транспортер 00.8306.001 СБ-ТС1. Чертеж
Транспортеры УСУ, УСШ. Исполнение 1. Чертеж
Транспортеры УСУ, УСШ. Исполнение 2. Чертеж
Транспортеры УСУ, УСШ. Исполнение 3. Чертеж
Скиповый подъемник 300. Чертеж
Скиповый подъемник 600. Чертеж
Скиповый подъемник 800. Чертеж
Грейфер угольный. Чертеж